На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Кино Якутии: короткий метр (Избранное)

Сергей Анашкин, кинокритик, режиссер. г. Екатеринбург.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Кино Якутии: короткий метр

(Избранное)

«Мальчик и озеро», 2004, 25 мин

Реж. – Прокопий  Ноговицин (Худ. Рук. — Андрей Борисов)

Оператор — Юрий Бережнев

В ролях: Слава Титов

«Аанчык», 2006, 40 мин

Реж. – Никита Аржаков

Оператор — Юрий Берёзкин

В ролях: Мария Азарова, Егор Ощепков, Татьяна Мыреева

Производство: «Сахафильм»

«Мотуо», 2004–2006, 40 мин.

Реж и оператор — Вячеслав Семенов

В ролях — Елизавета Лазарева, Сергей Егоров

Производство: Синдис уот

Может показаться, что якутское кино, которое нынче переживает творческий всплеск, возникло из ничего, из ниоткуда. Ошибочное суждение. Первой лентой на якутском языке принято считать вгиковскую короткометражку «Маппа» (Марфа), снятую Алексеем Романовым а начале 1980-х гг. На исходе того же десятилетия в местный эфир вышли два игровых телефильма. В 1992 г. была основана государственная компания «Саха-фильм». Студия честно давала план: один за другим снимались документальные и короткометражные фильмы (без пленки – на цифровых носителях). Но художественный уровень картин оставлял желать лучшего. До начала нового века якутское кино оставалось «кустарным», полулюбительским. Прорыв случился внезапно…

Никита Аржаков (род. 1962) — ведущий режиссер «Саха-фильма», в списке работ которого есть и полнометражные ленты («Черная маска», «Журавли над ильменем»). Но адекватней всего он смог проявить себя именно в короткометражном кино — хотя бы в фильме «Старик», уже известном публике Киношока. Короткометражки соразмерней полновесных (но низкобюджетных) картин: там нет видимых нестыковок между амбициями и результатом. «Аанчык» (якутский вариант имени Анна, 2006) — экранизация рассказа «народного писателя» Суоруна Омоллона. Бродячую фабулу о каверзах вздорной свекрови, невзлюбившей юную невестку, он рассказывает как грустную быль о поругании первого чувства. Наивной, еще подростковой, любви.

Фильм Прокопия Ноговицина «Мальчик и озеро» (2004) — экранизация произведения другого якутского классика Платона Ойунского. Фильм без слов. История о сироте, вынужденном тяжелым трудом добывать себе пропитание, превращается у режиссера в эпический сказ о красоте северной природы, о силе духа подростка, о неразрывной взаимосвязи якутов с их былинными предками. Прокопий Ноговицин (род 1955) — сельский учитель, живущий в одной из деревень Хангаласского улуса, энтузиаст изучения родного края. В работе над фильмом ему помогал известный театральный режиссер Андрей Борисов, обозначенный в титрах как «художественный руководитель» проекта.

Вячеслав Семенов (р.1952) начинал как кинолюбитель еще в семидесятые годы. В девяностые — снимал неигровое этнографическое кино. Режиссер, оператор и монтажер — в одном лице. Известность ему принес фильм «Рыбак» (2005, приз Киношока), дипломная работа ВКСиР, снятая, впрочем, на собственной студии «Синдис уот». «Мотуо» («Матрена») — экранизация рассказа Николая Мординова, еще одна история о «несбывшейся» первой любви. Трогательной, целомудренной, незабываемой. Картина снималась в 2004 г. (как курсовая работа), но на экран вышла через два года, в версии, существенно перемонтированной автором.

Одно из важнейших достоинств якутских картин — их визуальное решение. У местных операторов (прошедших в большинстве своем питерскую школу) — особый, «языческий», взгляд на мир: универсум одушевлен, сцены, снятые на натуре, выглядят естественно и органично. Человек не противопоставляется ландшафту, а как бы растворяется в природной среде.

Специфична и психофизика якутских актёров (работают в труппе «Саха-театра»). Ощутим серьёзный профессиональный фундамент. За плечами — опыт учёбы в Москве, русская театральная школа. Но в кадре якуты куда экономней славянских коллег. Играют почти по-японски — "нутром", придерживая внешние проявления эмоций.

Фильмы первых «классиков» национального кино, отобранные для этой программы — лучшие образцы якутского мейстрима. Каждая лента своеобразна, но многое объединяет их: все они экранизации текстов, проверенных временем, все — попытки воссоздания прошлого, обращения к традиционному обиходу, погружения в исконный, сельский быт.

 

 

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/