На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Асен Баликси. Фильмы об эскимосах Нетсилик

Асен Баликси
Асен Баликси. Профессор антропологии антропологического факультета Монреальского университета, 1969-1994 (с 1994 на пенсии). Председатель Ассоциации балканской антропологии (поддержанной Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, Нью-Йорк). Читает лекции в Софийском Университете, Новом Болгарском Университете. Координатор Балканской хартии Комиссии по визуальной антропологии при Международном союзе антропологических и этнологических наук. Координатор социальных исследований Мирового Банка в Болгарии, 1998. Научный руководитель Обзора Мирового Банка "Пенсионеры по старости в Болгарии" в Болгарии, 1998. С 1998 - почетный директор Института региональных исследований Нового болгарского университета. Председатель Комиссии по визуальной антропологии при Международном союзе антропологических и этнологических наук, 1983-1993. Редактор-корреспондент журнала "Visual Anthropology" (издается Gordon and Breach (Harwood), Science Publishers, London-N.Y.), 1986-1993. Редактор "CVA Review" - издания Комиссии по визуальной антропологии, 1984-1993.
Фильмография
1968 10 этнографических фильмов об эскимосах нетсилик
1972 Эскимосы нетсилик сегодня
1989 Сыновья Хаджи Омара
1992 Сибирь глазами сибиряков
1996 Женщины-помаки
1996 Мужчины-помаки
1996 Балканские портреты
1998 Цыганские портреты
1999 Ефтим Д. - портрет болгарского пенсионера
2002 Мусульманские лабиринты

Фильмы об эскимосах Нетсилик

Серия фильмов об эскимосах Нетсилик — это 11 часовой подробный рассказ о традиционной культуре эскимосского населения арктического побережья Канады. Сериал создавался на основе этнографической информации на всех этапах производства и, следовательно, может считаться «антропологическим» в самом строгом смысле слова. Сериал в течение долгого времени использовался и продолжает широко использоваться в образовательных целях: в начальной и средней школе, в колледжах и университетах, в музеях и на телевидении, включая национальные телесети. На него часто ссылаются в различных книгах по истории и методологии создании этнографических фильмов.

В настоящей работе я расскажу об исторических обстоятельствах, которые привели к созданию сериала, далее остановлюсь на том, что делает эти фильмы антропологическими, и в заключение приведу несколько случаев из практики их использования в образовательных целях.

Запуск первого советского спутника в 1956 г. вызвал глубокий идеологический кризис в США. Общественное мнение болезненно отреагировало на отставание Америки от СССР в глобальной сфере науки и научных достижений. В то время высказывались мнения, что такое отставание Америки могло быть результатом низкого научного качества образования в Америке. Необходимо было принимать какие-то меры с целью повышения привлекательности научной карьеры среди молодежи. С этой целью Национальный Научный Фонд начал в конце 1950-х гг. финансирование проектов разработки новых программ по математике, химии, биологии и физике. После нескольких удачных проектов в этой сфере, в 1962 г. проф. Гугласом Оливером из Гарвардского университета был разработан проект создания учебных программ по общественным дисциплинам.

На новые программы оказали влияние педагогические теории проф. Жерома Брюнера, специалиста в области когнитивной психологии из Гарварда. Игнорируя в какой-то степени этапы развития ребенка, установленные Жаном Пиаже, Брюнер писал: «Мы исходим из гипотезы, что в интеллектуально честной форме любого ребенка на любом этапе развития можно эффективно обучить любому предмету». [Bruner 1961]. Акцент в обучении должен быть на деятельности и открытии.

Среди общественных наук антропология занимает особое место благодаря своему сравнительному подходу и вниманию к этнографическим деталям, которые в ущерб истории, американской истории, считаются слишком этноцентричными. Учебник, как символ пустого знания, должен быть отброшен, и на смену ему должны прийти свежие полевые этнографические материалы. Учитель должен отказаться от своей «надэтнической» позиции и стать помощником для своих учеников в активной педагогической стратегии. Этнографическое кино является чрезвычайно важным обучающим пособием. Его следует использовать систематически как заменитель полевых исследований. Этнографическое кино и вспомогательный текстовой материал должны быть организованы таким образом, чтобы позволить ученику «открыть» структуру и структурные принципы изучаемого общества. Целью педагога является приглашение обучаемого к построению абстрактной этнографической модели с возможностью переноса и применения модели к другим обществам, включая его собственное. Очевидно, что учебник заменяется изучением этнографических примеров, основанных на анализе этнографических фильмов.

При этом новая педагогика включала в себя поразительное новшество. Новая учебная программа по общественным наукам должна была составляться не учителями и профессиональными авторами учебных пособий — этнографический материал для изучения должен был быть подготовлен полевым антропологом, который и нес всю ответственность за содержание курса! В этом контексте проф. Оливер решил, что общество промысловиков-эскимосов должно стать первым этнографическим материалом для новой учебной программы.

Я был приглашен проф. Оливером в качестве ведущего исследователя нового образовательного проекта. Наша первая встреча состоялась в ноябре 1962 г. В период с 1957 г. по 1961 г. я провел серию полевых работ в Канадской Арктике, представляя Национальный Музей Канады. Впитав в Колумбийском университете методы культурной экологии и культурного материализма, я применил их в изучении этнографии эскимосов Нетсилик, проживающих в районе Пелли Бей вдоль арктического побережья Канады [Balikci 1964; 1970]. Проф. Оливер пригласил меня возглавить серию этнографических киноэкспедиций к нетсилик с целью съемки необходимых для курса визуальных материалов. Он поставил мне два условия. Во-первых, концентрация усилий на отображении традиционной культуры нетсилик, что предполагало определенную степень тщательной культурной реконструкции, в основном в сфере материальной культуры. Во-вторых, собранный видеоматериал должен быть понятен ученикам начальной школы без субтитров, английского комментария или дублирования. Безусловно, видео-текст должен был преимущественно иллюстрировать «простые» действия и события, которые могли восприниматься непосредственно. Кроме того, несмотря на экзотичный по западным стандартам контекст, концентрация на «простых» видах деятельности была призвана выявить общечеловеческую (а не экзотическую) сторону жизни эскимосов. Новые фильмы должны были стать утверждением единства природы человека. Живущие среди снега и льдов на краю мира эскимосы остаются такими же людьми, как бостонские янки. Эскимосы Нетсилик — простые люди, но ни в чем (онтологически) не уступающие янки. Эта идея гармонировала с принципами культурного релятивизма, которого придерживался проф. Оливер как представитель поколения ученых, разделяющих основное кредо Боаса.

Чисто кинематографические соображения, как эстетические, так и сюжетные, на этом этапе не рассматривались вовсе. Предполагалось, что я не буду вводить в отснятый материал искусственный, изобретенный сюжет, а также заниматься «психоанализом» с камерой в руках и выражать свои личные ощущения. Мы должны были создать максимально полное и максимально подробное визуальное этнографическое отображение культуры, во многом в традиции Франца Боаса.

Если культурная экология [Steward 1955] обеспечивала теоретический каркас нашего кинопроекта, другой источник вдохновения оказался не менее важным. Им был семинар Маргарет Мид по методам и приемам полевых работ, который я посещал в Колумбийском университете в конце 1950-х гг.

На семинаре Маргарет Мид в основном рассматривались вопросы использования механических (аудио-визуальных) приемов фиксации материала. Методы записи, о которых шла речь, первоначально были разработаны М. Мид во время ее полевых экспедиций на Бали в 1936 г. Основные принципы М. Мид в отношении использования кино в этнографии можно представить следующим образом [Mead n.d.; 1995]:

1.      В антропологической традиции содержание фильма (как оно определяется антропологом-полевиком), визуальная этнография имеют первостепенное значение. Чисто кинематографические соображения, связанные с формой, отодвигаются в сторону.

2.      Любой сценарий и любые попытки сценаризации должны быть исключены, также как и существенное вмешательство в происходящее со стороны этнографа-оператора.

3.      Предпочтительны съемки фигур в полный рост и всего действия (интерактивного события) от начала до конца в реальном времени с обычной социальной дистанции. М. Мид пишет: «Только материалы, сохраняющие реальные пространственно-временные отношения, являются действительно неисчерпаемым источником новых гипотез…».

4.      Полевой антрополог должен вести съемку всех происходящих действий события. Он должен зафиксировать всех главных действующих лиц и их действия на всем протяжении съемки. Это должен быть фильм в форме записи, важный документ для последующего антропологического анализа.

5.      Контекст очень важен в визуальной этнографии, он может быть визуальным, вербальным или письменным. Оператор должен соотнестись посредством камеры с наиболее важными элементами и стараться держать их в контексте происходящего.

6.      Целостный подход должен быть приоритетом для антрополога. Одной их основных целей визуальной антропологии должна стать иллюстрация и анализ культурного целого. Камера приобретает здесь важное значение, так как она позволяет быстро зафиксировать большое количество этнографической информации, «основной задачей исследователя является запечатлеть как можно больше целого» [Mead n.d.:250]. Антрополог должен использовать возможности синтеза образа, в противоположность линейной структуре письменного изложения. Здесь можно рассматривать два метода целостного отображения. Первый нацелен на сбор информации о культурных чертах в различных ракурсах данной культуры. Второй предполагает предпочтение центральных элементов культуры («культурное ядро» Дж. Стюарда), располагая вторичные элементы вокруг ядра.

7.      Антрополог проекта должен деятельно участвовать во всех этапах создания фильма: полевых исследованиях, выработке концепции, съемках, монтаже и т.д.

8.      Основные события этнографического фильма и, безусловно, его центральная тема должны быть привязаны к антропологическим концепциям, имеющим эвристическую ценность. Далее, этнографический фильм должен всегда сопровождаться печатными этнографическими материалами. Это делает этнографический фильм ценным наглядным пособием в университетском образовании.

 

 Я хотел бы еще раз подчеркнуть решающее влияние как культурно-экологической методологии, так и наставлений Маргарет Мид на процесс съемок. Что происходило в поле?

Группы арктических промысловиков дают идеальную возможность для применения культурно-экологической теории. Влияние основных элементов среды на большую часть аспектов культуры легко различимо. Это влияние не столь односторонне, как в географическом детерминизме. У наблюдателя сохраняется убеждение, что культура нетсилик является достижением в творческом процессе экологической адаптации. Взаимоотношения между средой, обществом и культурой можно явственно наблюдать через объектив камеры. Практически вся технико-экономическая база была зафиксирована на пленке вместе с распределением социальных ролей, вытекающих из различных технологических и бытовых видов деятельности. Ключевыми концепциями здесь были экологическая адаптация для технико-экономической базы и взаимность, сотрудничество и совместное пользование на социальном уровне. В целом серия фильмов об эскимосах нетсилик стала этнографической иллюстрацией концепций экологической адаптации и сотрудничества и использовалась в этом ключе в учебных программах.

Культурно-экологический подход наряду с отказом от комментария и субтитров создавал серьезные ограничения с точки зрения отображения идеологии и ритуалов. Как мы могли представить шаманизм как изучаемый предмет американским школьникам? Ко времени съемок фильмов шаманизм уже не практиковался в среде эскимосов нетсилик, принявших католицизм в 1940-х гг. Специально для съемок мы реконструировали шаманский сеанс. При пробном показе в ученической аудитории школьники не смогли ничего понять в поведении шамана. Хотя шаманизм и не отвечал ориентации новой программы на культурный материализм, мы представили его в форме брошюры.

Применение принципов М. Мид оказалось значительно более трудной задачей. В ходе работы стало очевидным, что эти принципы предназначались для использования в контексте полевых исследований и не вполне соответствовали задаче производства смонтированных фильмов, предназначенных для различных учебных аудиторий.

Все четыре режиссера-оператора, принимавшие участие в наших программах в период с 1963 по 1965 гг., были документалистами. Они исходили из того, что их пригласили для работы над традиционным документальным фильмом и использовали собственные приемы работы. Это неизбежно приводило к недоразумениям, конфликтам и, в конечном итоге, компромиссам. Проблемы возникали из-за попыток кинематографистов влиять на обстановку, руководить действиями героев, необходимости вести съемки действия без перерывов и сохранять пространственно-временное расположение героев. Со временем я научился уважать метод наблюдения, принятый в документальном кино, однако я не допускал его доминирования. В целом мы провели в поле 13 месяцев в течение двухлетнего периода и отсняли около четверти миллиона футов 16мм пленки.

Восточные эскимосы нетсилик представляют собой группу кочевых охотников-рыболовов, которые придерживаются годового цикла миграций с использованием серии сезонных стоянок, каждая из которых характеризуется концентрацией определенного промыслового вида: зимняя морская ледовая стоянка, весенняя тюленья стоянка, рыбачья стоянка у каменной запруды, стоянка в местах охоты на северного оленя, осенняя речная рыболовная стоянка и т.д. Для каждой стоянки характерен основной вид деятельности, которому была подчинена вся остальная жизнь. Было решено, что каждая стоянка будет представлена отдельным фильмом. Таким образом, сериал об эскимосах Нетсилик стал иллюстрацией годового миграционного цикла, состоящего из 9 стоянок, представленных девятью фильмами.

Работа над монтажом строилась соответственным образом. Сначала составлялось описание и аннотирование отснятого материала по каждой стоянке. Затем антрополог составлял предварительный план фильма. Я начинал с основной промысловой деятельности, дополняя затем сюжеты жизни семьи, роли женщин, стариков, детей за игрой и за работой и т.д. Мой эскиз обсуждался с продюсерами, режиссерами и членами педагогической группы, пока мы не приходили к общему мнению. Мы пытались максимально приблизить повествовательную структуру каждого фильма к реальной хронологии отображаемых событий. Я отказался от предложений организовать визуальный материал в соответствии со стандартными этнографическими категориями: технология, экономика, общественная организация, закон и порядок, религия и т.д. Дело в том, что реальная жизнь не следует академическим рубрикам. Нашей задачей было отразить в фильме спонтанность и неупорядоченность жизни общества, а задачей ученика в классе — разложить по темам и осмыслить разнообразный этнографический материал. В результате наших коллективных усилий отснятый материал достаточно точно следовал этнографическим наставлениям Маргарет Мид. В то же время смонтированные фильмы были скорее выдержаны в формате этнографической документалистики.

Культурные реконструкции варьировали на разных стоянках (Balikci 1995). Наша основная стратегия состояла в следовании за нашим главным героем, 50-летним Итимангнергом, лидером группы. Итимангнерг был опытным и очень удачливым охотником, обладавшим значительными знаниями о традиционной культуре, унаследованными от предков. В начале проекта я рассказал ему о нашем намерении сконцентрироваться на традиционной культуре, на времени, когда не было ружей и было лишь несколько рыболовных сетей, времени путешествий Кнуда Расмуссена по территории Пелли Бей. Он очень хорошо понял наши установки, и иногда перед началом съемки объяснял, что традиционно, а что нет. Постепенно он стал нашим «режиссером реконструкций», давая мне указания «очистить» иглу от чайных чашек и охотничьих ружей. После такой «чистки» я, как правило, воздерживался от дальнейшего вмешательства.

Наша реконструкция касалась большей частью материальной культуры, при этом мы часто сверялись с детальными описаниями Расмуссена 1922 г. [Rasmussen 1931]. Мы никогда не пытались провести реконструкцию социальных отношений, такие попытки были бы абсурдными. Что касается хозяйства, охота на тюленей у дыхательных лунок и рыбная ловля на каменных запрудах еще практиковались эскимосами нетсилик и не требовали реконструкции. Иначе обстояло дело с охотой на карибу с каяков или загоном с луком и стрелами. Эти традиционные способы охоты отошли в прошлое еще в 1920-30-х гг. с появлением охотничьих ружей и регулярным снабжением боеприпасами. В 1964 г. в районе Пелли Бей не было ни одного каяка. Нам пришлось построить их с помощью старых охотников, которые знали всю технологию их изготовления. Это позволило нам снять процесс изготовления каяка. Осенью 1964 г. в районе Пелли Бей не было карибу. Для съемок традиционной охоты на оленя нам пришлось отправиться далеко на юг, к озеру Бейкер. Наши старшие герои помнили древние способы охоты и, завидев оленя на горизонте, успешно их применили. Несколько лет спустя проф. Кай Биркет-Смит, знаменитый этнограф Пятой Туле экспедиции и тонкий знаток эскимосов-карибу воскликнул, посмотрев наш фильм: «Да, эти люди [наши герои на экране] точно такие же, как охотники на карибу в мое время!»

В полевой работе меня более всего заботили этнографические детали и вопросы об этнографической правде. Я хотел действовать со всей профессиональной ответственностью. Более всего я хотел уберечь материал от идеологического вмешательства и избежать кинематографических иллюзий, подобных показаны Флаэрти в «Нануке». Как позитивист я твердо верил в то время, что функция камеры состоит в объективном, свободном от ценностного подхода отображении фактов. Я также разделял гуманистические идеалы моих наставников. Концентрируя внимание на повседневных делах, быте, воспитании детей и досуге, мы намеревались спустить экзотических эскимосов с верхушки мира и представить их не героическими арктическими охотниками, а людьми, живущими повседневной семейной жизнью. Моей задачей было представить эскимосов обычными людьми, чтобы американские школьники смогли осознать их человечность и соотнести ее со своей собственной. Героические позы и экзотические представления были хороши для Флаэрти, но они не отвечали нашим педагогическим целям.

Между тем, к середине 1960-х проф. Брюнер возглавил группу разработки учебных программ, в рамках которых были написаны и сняты этнографические материалы об эскимосах нетсилик. От многих больших планов к тому времени уже отказались, материалы по эскимосам нетсилик были концептуально включены в курс под названием «Человек: Курс изучения» (MACOS) и адаптированы для пятого класса школы [Dow 1991]. Основная цель курса состояла в том, чтобы помочь детям открыть для себя основные черты человека и осмыслить то, что делает человека человечным. Группа проф. Брюнера очень скоро оценила педагогические свойства фильмов о Нетсилик. «Простота материальной культуры и структуры общества нетсилик делает этот материал идеальным для познания детьми того, что такое природа культуры» (Dow 1979:253). Использование фильмов о нетсилик в качестве учебного пособия полностью отвечало авангардным педагогическим стратегиям проф. Брюнера и его идеям об интуитивном мышлении. Питер Доу пишет: «…психологи были согласны с представлениями Брюнера о том, что эффективность обучения частично зависит от четкого построения структуры предмета, они также признавали, что обучение иногда происходит наиболее эффективно в ситуациях, когда материал непонятен, неясен, и когда обучающийся должен сам разобраться в предъявляемой ему информации. Ребенок, который сталкивается, например, с непонятным массивом информации об эскимосской охоте на северного оленя, вероятно, лучше запомнит ход охоты, если разберется в этом сам на основе разрозненных фактов, чем если бы он прочитал в учебнике текстовое описание и логическое объяснение методов охоты. Допуская, что порядок существует, ребенок лучше справляется с задачей самостоятельно постичь этот порядок…» [Dow 1979:142].

А шестиклассник постигает культурный релятивизм: «Мы верим, некоторые из нас, в Бога-мужчину, который живет на небесах; они верят в богиню-женщину, которая живет под морем. Так ли сильно они отличаются от нас?» [Dow 1979:255].

Как во время съемок, так и при монтаже мы концентрировали внимание на одной семье: отец и охотник Итимангнерг, его жена Кингнук, их шестилетний приемный сын Умиапик. Остальных членов группы мы рассматривали лишь как «актеров второго плана». Конечно, эта стратегия была навеяна «Нануком» Флаэрти. В случае с фильмами о нетсилик это сыграло решающую роль в педагогическом успехе наших фильмов. Ученики могли сконцентрировать внимание на небольшой группе героев, следить за их поведением в различных ситуациях и, таким образом, постепенно открывать их человечность с чувством сильного сопереживания. Как неоднократно подчеркивал Брюнер, «сам материал должен быть человечным!».

Примерно к началу 1970-х программа MACOS распространилась в тысячах школ по всей Америке и везде получала позитивную оценку. Но внезапно во многих концах страны стала слышаться острая критика MACOS. Поначалу оппозиция исходила от родительско-учительских комитетов. Вскоре в прессе, на радио и телевидении амбициозные политики-консерваторы начали непримиримую враждебную кампанию против MACOS. Хотя дебаты начались в Библейском Поясе американского Юга, кампания быстро приобрела национальные масштабы. Наконец спор достиг Конгресса, где 11 мая 1976 г. член Палаты Представителей Конлан, республиканец из Аризоны, сделал следующее заявление:

«MACOS представляет из себя тонкую и изощренную атаку на иудейско-христианские семейные ценности […] в материалах MACOS заложена философия принципа “все сойдет”, которая исподволь отучает от морали, патриотизма, американских ценностей, иудео-христианской этики и веpы, с тем чтобы дети были более восприимчивы к мировым взглядам, чем к американским». Ссылаясь на новый стиль этнографического кино, он добавил: “Преувеличения в средствах массовой информации всегда несколько корректировались использованием черно-белого изображения и дикторским текстом, и то и другое уводило зрителя от реальности изображаемого и предлагало позицию. Новые фильмы цветные и лишены комментария… Каждый день в них наполнен насилием и смертью».

Что ж, ни одно из обвинений конгрессмена Конлана не может быть отвергнуто!

Позднее Роналд Рейган добавил и свой голос к этому хору. Последствия были суровыми: несмотря на вмешательство Маргарет Мид, в Комитете Палаты Представителей по науке и технологиям, не только финансирование курса было прекращено, но и группа по разработке учебных программ при Национальном Научном Фонде была распущена [Balikci 1989:97]. Очевидно, после Вьетнамской войны и Уотергейтского дела американскую общественность не интересовали проблемы культурного релятивизма и их отражение в этнографическом кино.

В этом контексте на распространение MACOS были наложены жесткие ограничения, но киноматериалы о нетсилик начали появляться на телевидении. Несколько сокращенных версий, снабженных комментарием, были показаны по каналам CBS, BBC, ARTE и другим. Весь 11-часовой сериал был показан в Германии каналом NDR с комментарием на немецком языке. Национальный совет по кинематографии Канады выпустил детский сериал с музыкальным сопровождением под названием ТУКТУ. Различные версии фильмов о нетсилик появились в более 200 телевизионных презентациях по всему миру.

Во время полевых съемок я не мог предвидеть разнообразных возможностей использования материалов о нетсилик и их чрезвычайно широкого распространения в мире. Тридцать лет спустя я все еще пытаюсь понять причины, объясняющие многоформатный успех наших фильмов. В настоящее время я думаю, что таких причин две. Первая — строгое этнографическое руководство на всех этапах производства в сочетании с умеренностью наших этнографических установок. Мы не стремились создать красивый документальный фильм об экзотической культуре. Мы добивались детального этнографического отображения без заданной сюжетной линии. Позже этот видеоматериал монтировался в разных форматах. Вторая причина — наше стремление как можно ближе следовать принципам Маргарет Мид [Balikci 1987]. Мы твердо придерживались двух наиболее важных принципов, целостности и воспроизводства пространственно-временного расположения героев.

 

Balikci, Asen. 1987. The Legacy of Margaret Mead: the Case of Visual anthropology. In: Bulletin of the International Committee on Urgent Anthropological Research. Vienna, vol. 8, pp. 37–42.

Balikci, Asen. 1988.Anthropologista and Ethnographic Filmmakers. In: Anthropological Filmmaking. J’ Rollwagen, ed. NY Harwood.

Balikci, Asen. 1995. Reconstructing Cultures on Film. In: Principles of Visual Anthropology. P. Hockings ed. Mouton. pp. 181–192.

Balikci, Asen. 1964. Development of Basic Socio-economic Units in Two Eskimo Communities. National Museum of Canada, Ottawa.

Balikci, Asen. 1970. The Netsilik Eskimos. Doubleday, NY.

Balikci, Asen. 1989. Anthropology, Film and the Arctic Peoples. In: Anthropology Today, April 1989, Vol 5. No 2, pp. 95–101.

Bruner, Jerome. 1961. The Process of Education. Cambridge, Harvard University Press.

Dow, Peter. 1979. Innovation’s Perils: An Account of the Origins, Development, Implementation and Public Reaction to “Man: A Course of Study”. Ph.D. Dissertation, Harvard University.

Dow, Peter. 1991, Schoolhouse Politics: Lessons from the Sputnik Era. Cambridge, Mass. Harvard University Press.

Mead, Margaret. 1995. Visual Anthropology in a Discipline of Words. In: Principles of Visual Anthropology. P. Hockings, ed. Mouton.

Mead, Margaret. n.d. The Art and Technology of Field Work.

Rasmussen, Knud. 1931. The Netsilik Eskimos, Reports of the Fifth Thule Expedition, Vol. VIII. Copenhagen.

Steward, Julian. 1955. Theory of Culture Change. Urbana, University of Illinois Press.

 

Опубликовано: Баликси А. Фильмы об эскимосах нетсилик // Северный археологический конгресс. Доклады. Екатеринбург–Ханты-Мансийск: Академкнига, 2002. С. 30–40.

 

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/