На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
27 сентября 2008
Лауреаты VI РФАФ
В пятницу 26 сентября в Концертном зале ОЦНК состоялась церемония вручения призов VI РФАФ
26 сентября 2008
Дневники VI РФАФ
День шестой. Закрытие. Пятница, 26 сентября
25 сентября 2008
Дневники VI РФАФ
День пятый. Четверг, 25 сентября

Дневники VI РФАФ

25 сентября 2008

 

 

 День пятый. Четверг, 25 сентября.

 

В антропологическом кино, особенно если его темой являются культура, мифы, обычаи и традиции народов, очень многое зависит от этнических установок самого режиссера. На фестивале мы могли видеть несколько толкований, например, культуры северных народов — мы смотрели фильмы о ненцах, хантах, коми, сделанные ямальскими, московскими, питерскими, немецкими, польскими, финскими кинопроизводителями. Естественно, все картины необычайно разные — по стилю, настроениям, ритмам. Но особенно интересно, когда сами ненцы снимают о себе, причем по-настоящему талантливо и профессионально.

Утро 25 сентября открылось фильмом конкурсной программы «Недарма» (Финляндия, 2007, 78 мин.) Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио. Зал был полон. Анастасия Лапсуй, ненка по происхождению, уже много лет живет и работает вместе со своим мужем Маркку в Финляндии. Энергетика и жажда жизни, исходящая от этой женщины, ее талант и желание помочь своему народу сделали ее национальной героиней. Судьба ее удивительна и полна личных революций. Анастасия Лапсуй родилась на севере Ямала. Затем перебралась из тундры в город. Закончила Ныдинскую школу-интернат, после окончания Салехардского национального педагогического училища в 1966 г. работала в Ямало-Ненецком теле-радиокомитете. В 1992–1997 гг. была корреспондентом журнала “Северные просторы” в Скандинавии, на Аляске и Ямале. Затем вышла замуж за финна Марку Лехмускаллио, с которым работает по сей день. Основная тема ее творчества — самобытная арктическая культура малочисленных народов севера. Маркку Лехмускаллио родился в 1938 г. в г. Раума (Финляндия). Он делает  документальное и художественное кино о взаимоотношениях человека и природы, истории культуры арктических народов Канады, Гренландии, Аляски, Скандинавии и Российского Севера.

Этот фильм, очень ненецкий по своим ритмам и стилю, можно, пожалуй, отнести к одним из самых интересных образцов импрессионистского психоделического кино на ненецкий манер. В основе фильма — ненецкие мифы и сказания. Авторы рассказывают о путешествиях ненцев, о дорогах земных и небесных. Говорят, что «ненцы рождаются в дороге под звездами, зимними безлунными ночами, ориентируясь по звездам, находят дорогу к чуму, звезды освещают последний путь, когда загробная душа кочевника уходит в своё самое долгое путешествие, в путешествие в подземный мир». Сама Анастасия Лапсуй, неоднократно появляющаяся в кадре с бубном, вместе со зрителем проделывает путь-недарму по космосу, прошлой, настоящей и будущей жизни. Боль авторов за ненецкий народ и одновременно тоска по Родине, восхищение и любовь к своей культуре сквозной нитью проходят через весь фильм.

На пресс-конференции Анастасии и Маркку задали множество вопросов, высказались представители ненецкой общины, местная интеллигенция, гости фестиваля. В частности было замечено, что фильм глубоко личный, такое ощущение, что автор настолько отождествляет себя с народом своим, сливается с ним, погружается в путешествия, что становится душой самого народа. Феномен, но Анастасия действительно душа ненцев, ее знают, любят и уважают на всем Ямале. Единственное, в чем авторов упрекнули, так это в чрезмерной затянутости фильма.

Прекрасная работа — фильм «Барониха и барон» (Россия, 2007, 22 мин.) Надежды Поповой. Родилась она в 1980 г. в Омске, затем закончила факультет журналистики УрГУ,  в 2007 — ВГИК (мастерская Б. Караджева, Е. Резникова). Несомненно — это новое и многообещающее имя в документалистике. Фильм рассказывает о бароне и его жене Любе, баронихе. Они — старейшие жители табора цыган-кэлдэраров. Вспоминая свое кочевое прошлое, они грустят об уходящих традициях. Легкий, добрый фильм, он по-другому заставляет взглянуть на цыган, их жизнь и привычки.

Во время пресс-конференции Надежда рассказала, каким образом нашла своих героев, о том, насколько закрыты их общины для посторонних людей, прежде всего людей с кинокамерами. В трех таборах под Чердынью съемочную группу встречали неприветливо, в одном — откровенно агрессивно, и только в четвертом им повезло, их приняли. Рассказала автор о порядках в таборе, проблемах и конкуренции внутри общины. У цыган этого табора есть разделение на две группировки — бедную и богатую. В бедной сохраняется авторитет наших героев, барона и баронихи, а в богатой — молодого и деятельного лидера.

Несомненный интерес вызвал фильм итальянских режиссеров Алесандро Гори  и Стефано Миссио «Республика труб» (Италия-Сербия, 2006, 48 мин.). Создатели фильма родились и живут на границе Италии и Сербии. Стефано Миссио изучал кинематографию в Сорбонне (Париж), окончил  «Экспериментальный Центр Кинематографии» в Риме.  Алессандро Гори окончил Университет «Ка Фоскари» в Венеции по специальности «Иностранные языки и литература» (португальский, каталонский, кастильский). В университете Барселоны он пишет докторскую диссертацию о традиции существования медных духовых оркестров на Балканах и их месте в сербском культурном самоопределении в нынешнее время. Фильм ярок и колоритен, в первую очередь, из-за фактуры. Работа — о Сербии, о жизни сербов, связанной с национальным инструментом, трубой. Раньше во время войны звукам трубы начинали наступление. Однако труба перестала быть военным инструментом и стала частью жизни cербского народа. Труба повсюду с ними. Звуками труб они встречают новорожденного, женят и провожают в последний путь. Гвозден Розич, руководитель небольшого оркестра, живет в маленькой деревне в самом сердце Сербии и готовится к самому масштабному конкурсу медных духовых инструментов в мире. Русскому зрителю эта тема близка еще и из-за большой популярности югославского кино, в частности фильмов Э. Кустурицы и Г. Бреговича. Авторов упрекнули в небрежности операторской работы, но у зрителей фильм оставил яркое впечатление.

Завершил конкурсную программу фильм Андреаса Войгта «Коми, поездка по Арктике» (Германия-Франция, 2007, 52 мин.). Сам режиссер — частый гость РФАФ и других фестивалей документального кино. Войгт изучал  режиссуру в Университете Кино и Телевидения в Потсдаме-Бабельсберге. В 1987–1991 гг. работал режиссером и сценаристом ДЕФА — Киностудии документальных фильмов в Берлине. После ее закрытия в результате объединения Германии стал работать независимым режиссером, сценаристом и продюсером кино и телевидения. Его картина на пресс-конференции была названа одной из самых этнографичных. Герои — две семьи коми, что живут и пасут оленей на севере Сибири, рядом с Полярным кругом. Из года в год они путешествуют со своими стадами из Европы в Азию через Уральские горы, преодолевая многочисленные опасности на пути. Фильм снимался в течение года.

Во второй половине дня директор Кочующего Северного Кинофестиваля Марина Южанинова представила фильм норвежского автора Петтера Нэсса «Во власти женщины». Это история о Нем, о мужчине, у которого даже нет имени. А также о том, как без какого-либо участия с его стороны, его жизнь захватывает женщина. С этого момента Он изо всех сил пытается овладеть ситуацией. Он мог либо избавиться от захватчицы, либо приспособиться к обстоятельствам. Но он выбирает последнее, решив влюбиться без памяти. Искреннее, но несколько наивное решение. А она уже овладела Им и Его миром, она — на шаг впереди него, а Он — позади. Он легко переходит из одного состояния в другое: сначала захвачен, потом влюблен, затем оставлен. Но когда Он уже готов забыть ее, она возвращается. Курьезная, забавная, где-то едкая и эротическая, история о привязанностях мужчины, рассказанная как бы им самим. Картина — игровая, выполненная в духе европейского авторского кино.

Завершилась программа этого дня поездкой участников на старое хантыйское стойбище Горно-Князевск, где ныне установлен памятник последнему остяцкому князю Ивану Тайшину, а в чумах гостей встречали гостеприимные хантыйские девушки и угощали строганиной и прочими северными деликатесами.

 

Фото 25 сентября

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое бюро
Телефон: +7(343)362-90-96, Электронная почта: info@rfaf.ru 284-954-179