На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Дневники VI РФАФ

26 сентября 2008

День шестой. Закрытие. Пятница, 26 сентября

Один из идеологов американского независимого кинематографа Д. Джеймс говорил, что кино — не просто предлог для появления объекта, текста или пространство для размещения так называемого мессиджа, а кино — это место и время для проявления взаимоотношений между различными людьми. Все работы VI РФАФ — авторские, документальные — именно такие. Во время съемок и на протяжении самого фильма здесь развиваются судьбы  не только людей, но и целых народов.

Фильм конкурсной программы Сергея Карандашова и Александра Куприна «НебоЗемля» (Россия, 2008, 52 мин.), признанный лучшей неигровой работой на выборгском фестивале «Окно в Европу», это искусная фантасмагория событий и лиц, вопросов и решений.

Авторы фильма — известные документалисты. Кинорежиссер документального и игрового кино, Сергей Карандашов родился в 1964 г. в Челябинске, учился на искусствоведческом факультете Российского христианского гуманитарного института (г. Санкт-Петербург), в 1997 г. закончил режиссерскую мастерскую А. Германа (Киностудия первого и экспериментального фильма, «Ленфильм»). Сейчас он член Союза кинематографистов, член гильдии кинорежиссеров РФ. Кинорежиссер и тележурналист Александр Куприн в 1985 г. закончил Московский Государственный Университет, затем Высшие режиссерские курсы при Государственном Комитете по телевидению СССР. Работал в телекомпании «ВИД», сотрудничал с кинокомпанией «Отчий дом». С 2007 г. — режиссер документального цикла «Лихие 90-е» телекомпании НТВ.

Главные герои представленного ими фильма — участники Великорецкого крестного хода. Проблемы, вопросы, противоречия, которые живут в человеке, во время крестного хода только еще сильнее проявляются и обостряются. Преодолеваются немалые физические трудности, при этом каждый человек совершает еще и важную духовную работу над собой. Он, как в прицеле, находится между духовным и житейским, небесным и земным, между бытом и «бытием» в самом себе. Как говорят авторы, «если вы хоть раз задумывались: «А зачем я, собственно, живу?» — замысел нашего фильма вам будет понятен». Здесь между мужчиной и двумя женщинами развиваются непростые отношения, они стоят перед необходимостью выбора. Эти ощущения, как и взаимные чувства, двигаются и разрастаются, так же, как разрастается людьми по мере движения сам Крестный ход. Другие участники хода — священник, бывшая учительница, рабочий завода — рассказывают в фильме о себе, легкая и быстрая камера следит за их жизнью, идет вместе с ними по селам и городам, создавая полифоничное полотно окружающего мира. У зрителя возникает ощущение, что главные герои случайно оказываются здесь, так же случайно и хаотично идут вместе с ходом, но на развилке просто, как автобус в фильме, уходят в другую сторону. Идущие к небу, но живущие на земле, они так и остались жить в своем подвешенном состоянии, не вписавшись в конструкции этой жизни.

Конкурсный показ последнего дня кинофестиваля был представлен также картиной «Swing» (Россия, 2006, 49 мин.) Анатолия Балуева, режиссера-лауреата множества российских кинофестивалей. Киноделы с уважением называют режиссера метром документального кино. В 2002 г. на III РФАФ его фильм «Быкобой» получил Гран-При. В его фильме-монологе «Swing» показана история жизни нижнетагильского музыканта Владимира Суслова, рассказанная им самим. Во время пресс-конференции фильм и методы режиссера активно обсуждались. Анатолий Балуев рассказал об истории создания фильма и своих замыслах.

Киевский кинорежиссер Cвятослав Феофилактов представил фильм «Мольфар Нечай» (Украина, 2008, 34 мин.) В 1998 г. он закончил кинофакультет Киевского Театрального института по специальности режиссёр. С 1997 г. работает режиссёром на телевидении, снимает музыкальные клипы, документальные фильмы. Фильм «Мольфар Нечай» рассказывает о том, как последний Карпатский мольфар (знахарь, белый маг) Михаил Нечай проводит свои дни, беседуя с приходящими к нему за советом. Мольфар делится мудростью, рассказывает о своей жизни, о тайнах мироздания. Эти разговоры и составляют сущность его духовной практики.

В рамках конкурсного показа состоялась также демонстрация фильма Марии Козловой «Урсдон: территория одиночества» (Россия, 2007). Родилась Мария в Москве, работала в СМИ — в нескольких газетах и на российском телевидении. В 2004 г. окончила факультет сценаристов (мастерская В. Ежова), потом режиссерский факультет (мастерская И. Гелейна) ВГИКа. В настоящее время работает режиссером на киностудии «Гамаюн». Ее красивый и глубокий фильм рассказывает о необыкновенно самобытном и сильном человеке – старике Викторе. Виктор живет почти одни в горах Осетии, пасет коз и овец, стрижет их шерсть, спит с ними и не дает их в обиду. Люди не понимают его, называют чудаком, а он помнит еще, как сорок лет назад в Кавказской деревне Урсдон было более пятисот домов…. Сейчас осталось всего три. Автор фильма на пресс-конференции рассказала, что название, с которым фильм существует сейчас, довольно случайное, и на самом деле она хотела назвать его «Белые воды» («урс» означает белый, «дон» — воды). Фильм производит яркое впечатление еще и благодаря хорошей операторской работе.

Не менее яркая работа — фильм Эллы Короленко «Аргентинское танго» (Россия, 2007, 38 мин.). Элла Короленко, заслуженный кинорежиссер, лауреат множества российских и международных кинофестивалей, окончила ВГИК в 1970 г., работала на “Леннаучфильм” и киностудии “Этнос” и сняла более 80 фильмов. Фильм ее о танго, его истории. Аргентинцы провозгласили танго своим национальным достоянием. «Танго — это поиск человеком свободы», — считают молодые санкт-петербургские “тангерос”.

Во второй половине дня состоялось финальное совещание жюри.

В это время в Концертном зале ОЦНК проходил внеконкурсный показ ямальского кино.

Зрители смогли увидеть фильм Виктора Жукова «Следы» (Россия, 2007, 52 мин.). Автор работы в 1986 г. закончил Тюменское областное культурно-профессиональное училище, работал методистом, заведующим, режиссером, редактором. Затем увлекся теледокументалистикой, сотрудничал с Ноябрьским телевизионным информационным агентством «Миг». Работал на ОГТРК «Ямал». Фильм рассказывает о судьбе археологического памятника Усть-Полуй (г. Салехард). Автор обращает внимание на хрупкость и непрочность этих культурных объектов, что оказываются под натиском современного хозяйственного освоения полуострова Ямал.

Зинаида Лонгортова представила свою картину «Северные мистерии» (Россия, 2008, 32 мин.). Автор фильма о верованиях и обычаях хантов сама является хантыйкой по происхождению. Родилась она в посёлке Кушеват, Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого автономного округа. В 1983 г. окончила Салехардское педагогическое училище, потом Санкт-Петербургский университет им. А. Герцена по специальности культуролог, преподаватель истории. В 1988 г. начала работать переводчиком хантыйского языка в ГТРК «Ямал». В настоящее время работает на ОГТРК «Ямал – Регион» в Дирекции публицистических программ документального телефильма «Арктика». Фильм ее повествует о дошедшем до наших времён обычае «священного поклонения» хантыйским богам, в данном случае младшему сыну Великого Торума, предстающему в образе медведя.

Михаил Коробов, директор и продюсер Студии «Мынику», рассказал гостям и зрителям фестиваля о проекте Обдорской киноярмарки, работающей в рамках фестиваля под девизом «На крыльях северного кино!».

 

На церемонии закрытия Фестиваля жюри озвучило лауреатов РФАФ.

Итак, основные призы фестиваля:

  • Гран-при: «Пленники белого бога» / «Prisoners of White God» (реж. Стив Личтаг, 52 мин., Чехия) 
  • Лучшая работа режиссера: «Добро пожаловать в Энурмино!» (реж. Алексей Вахрушев, 60 мин., Россия)
  • Лучшая работа антрополога: «Недарма» (реж. Анастасия Лапсуй, Маркку Лехмускаллио, 78 мин., Финляндия)
  • Приз зрительских симпатий и специальный приз «За необычный взгляд на российскую глубинку»:  «Призрак Европы» (реж. Игорь Морозов, 27 мин., Россия)   
  • Специальный приз «За самый человечный фильм»: «Урсдон: территория одиночества» (реж. Мария Козлова, 21 мин., Россия)
  • Приз Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Коми, поездка по Арктике» / «Komi – a Journey across the Arctic» (реж. Андреас Войгт, 52 мин., Германия-Франция)

Дипломы фестиваля получили следующие картины:

  • «За показ примера доброжелательного взаимодействия простых людей»: «Шахтарнбердыр» (реж. Олег Визжачий, 27 мин., Россия)
  • «За тревогу о будущем России»: «Без границ» (реж. Настя Тарасова, 30 мин., Россия)   
  • «За показ поиска пути в будущее»: «Бегство из города» (реж. Анна Шульга, 26 мин., Россия)
  • «За феномен культуры, преодолевший национальные границы»:
  • «Аргентинское танго» (реж. Элла Короленко, 39 мин., Россия)

 

На состоявшейся после церемонии закрытия пресс-конференции Марина Дохматская, кинорежиссер и член жюри, отметила, что 9 наград — солидное число для 23 картин конкурсной программы. Однако организаторы с уверенностью могут заявить, что все эти фильмы прошли очень напряженный конкурс и жесткий отбор: на фестиваль было прислано более 300 работ из России, стран Европы, Азии и Америки. Все они уже победители — по факту участия в фестивале.

Распределение наград вызвало множество споров и разногласий, но, как гласит кодекс фестиваля, мнение жюри — закон.

VI РФАФ завершен, однако, как не раз звучало на фестивале, у антропологического кино "все самое интересное — впе-ре-ди!".

Катит по полю медведь колесо...

Ждем Вас в 2010 г.  на VII РФАФ.

Удачи Вам и хорошего настроения!

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/