На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Информационные письма. Регламент Регистрационная форма для РФАФ Организаторы Жюри Программа (расписание) Конкурсная программа Каталог РФАФ и МРЭК Ретроспектива. ГЕТТИНГЕН Ретроспектива. ЕВРОРАМА Публичные лекции (Арутюнов С., Жуковская Н., Разлогов К.) Выставки

 

Кирилл Эмильевич Разлогов
Киновед, доктор искусствоведения, профессор. Директор Российского института культуро-
логии. Председатель жюри VII РФАФ. Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории
искусства и кинематографа, различным проблемам культуры. info@ricur.ru

Экранная культура: похороны книги?

XX век был ознаменован своеобразной «сменой парадигм» в системе культуры — и отечест-
венной, и мировой. В течение прошлого столетия происходило изменение базовых функ-
ций того, что общество называет культурой и искусством. Это привело к переходу от клас-
сической просветительской культуры к господству компенсаторно-развлекательных функ-
ций, носителем которых явилась культура массовая. Одним из главных механизмов такой
трансформации явилось то, что в сфере культуры и коммуникации, распространения
информации, в том числе и художественной, ведущая роль, наряду с письменным языком
и печатным словом, стала все в большей степени принадлежать экрану.

Дискуссионный клуб

«Какую пищу нам дает экран? Не ядовита ли она? Во всяком случае, люди современности оказались в прочной и тревожной зависимости от экрана» — вторит размышлениям профессора Разлогова фильм испанского режиссера Альфонсо Ногьеролеса «Ланч у телевизора». Впрочем, эта зависимость имеет не только патогенные, но и креативные перспективы. Визуальная культура стала сегодня актуальной долей мировоззрения, формируя в человеке новую матрицу мотивации и деятельности, от экранной
грамоты до стилизации под экран. Становление новой аудиовизуальной культуры само по себе вызывает к жизни адекватную антропологию и культурологию. Нынешнее явление визуальности означает своего рода прозрение науки, обретение нового средства коммуникации — языка изображения, доведенного кинематографом за минувший век до общеупотребимости. Представленные на Форум презентации содержат целый спектр ответов на вопросы о методах и научно-образовательной ценности применения
средств визуальности в гуманитарных науках, кино, дизайне, медиа, фотографии, фольклоре, туриндустрии, музеях, экспозициях и т. д.

 Сергей Александрович Арутюнов

Этнолог, социальный антрополог, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН. Заведущий сектором этнографии народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН. Автор более 490 научных публикаций, в том числе 15 монографий. info@iea.ras.ru

От этничности к внеэтничности

Позитивизм нам перестал быть дорог,
Пусть пост-пост-модернизм провозгласят
Талантливые мальчики под сорок
И девочки слегка за пятьдесят!
Пускай наш мониторинг смотрит в оба,
Покуда злостный примордиалист
Покойник этнос восстает из гроба
И реквием преображает в твист!

Воистину, справлять реквием по этносу еще рановато. Но позитивизм старшего поколения,видевший предмет этнологии в этносе и этногенезе, уже не cпособен ответить на все вопросы, задаваемые жизнью. Явление этничности, на уровне племен, стало возможно с возникновением членораздельной речи, изобретение письма дало расцвет этничности в народностях,печатный станок предопределил становление этнических наций. Но электронные коммуникации могут сделать избыточным и то, и другое, и третье. Однако игнорировать этничность или форсировать ее изживание сегодня было бы тяжкой ошибкой. Наоборот, политически продуктивно было бы всячески спонсировать этничность именно для того, чтобы на базе ее избыточности могли беспрепятственно развиваться вне-этнические формы общественного бытия.


Дискуссионный клуб

Стирание или искоренение этничности предвидели многие мыслители и политики, включая марксистов, модернистов, конструктивистов. Однако все это время этничность не исчезала, а лишь меняла свой облик, дрейфуя между пиками и спадами политики, религии или экономики. Дрейф этничности напоминает скорее цепь ситуативных реакций, чем линейную эволюцию, и его
повороты не копируют зигзаги политической истории. Взлет этничности часто зарождается в политической смуте, а спад приходится на фазу социального благоденствия. Этничность сродни иммунной системе, которая активизируется при кризисах и вирусах, а в здоровом теле неприметна, будто дремлет. Иногда возникает сравнение этничности с рекой,которая все время куда-то утекает и откуда-то прибывает. Представленные на Форум презентации рисуют этничность как сложный феномен, обладающий устойчивостью и изменчивостью, высокой адаптивностью к природным и общественным условиям.

 

Наталья Львовна Жуковская

Доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН. Автор более 250 научных и научно-популярных работ. info@iea.ras.ru

Шаманизм в среде российской интеллигенции

Рухнувший под ударами перестройки советский атеизм расчистил место в постсоветском идеологическом пространстве, которое стало быстро заполняться возрождающимися религиями. В их ряду был и шаманизм. «Неошаманизм» связан с появлением нового поколения шаманов, родившихся в советское время, окончивших школы и ВУЗы, а ныне популяризирующие свой «шаманский дар» на родине и за рубежом. Такова новая шаманская интеллигенция в Бурятии, Туве, Хакассии. Одновременно «шаманская болезнь» поразила и часть столичной интеллигенции. Стали создаваться школы, общества, ассоциации по использованию шаманских практик; круг их последователей довольно широк, а причины, которые приводят туда людей, весьма разнообразны.


Дискуссионный клуб

Древнейшими гуманитарными технологиями были магия и религия, миф и ритуал. Бронислав Малиновский показал, что миф вкупе с магией — не заблуждение, а реальный инструмент жизненной практики. До сих пор мифология и религия играют важнейшую роль в формировании мотивации и системы ценностей. Эпоха постмодерна, несмотря на пристрастие к реальности и консюмеризму, открыла шлюзы «ренессансу сакральности». Навстречу рационализации идет мистификация, включая мифоин-
дустрию пришельцев и вампиров, триумф юных волшебников в литературе и кино, успех проектов прорицаний, исцелений, сакральных зон, троп и т. д. По этому поводу вспоминается размышление Анри Бергсона: религия — это защитная реакция природы против размывающей силы интеллекта. Сегодняшний культур-менеджер не испытывает ни малейших затруднений
в синтезе рационального и иррационального. Представленные на Форум презентации содержат широкий спектр научно-художественных проектов трансляции культурных явлений, возрождения традиций, поиска и запуска инноваций.

 

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/