На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Общая информация Организаторы и Жюри Программа Конкурс антропологических фильмов Конкурс телепрограмм Международный семинар Пресса о Фестивале Лауреаты

«Красный Север» 5 сентября 2002 г. № 87-88
ФЕСТИВАЛЬ БУДЕТ ЧЕМ-ТО ОСОБЕННЫМ

30 августа в Салехарде открылся Третий российский фестиваль антропологических фильмов и Международный кочующий северный фестиваль. О том, что такое антропологические фильмы, жителям нашего округа объяснять уже не надо. С большим успехом прошли фестивали «Салехард-98» и «Салехард-2000» и вызвали множество откликов в России и за рубежом. Фильмы-призеры этих фестивалей демонстрировались по общероссийским телевизионным каналам «Культура», РТВ, в специальных программах «АСТ» - «Прометей» и регионального телевидения Ямала.
И вот фестиваль снова здесь, и у жителей и гостей Салехарда появилась уникальная возможность увидеть фильмы «живьем», на экране кинозала окружного Центра национальных культур, и встретиться с их авторами. На его открытии говорилось о создании новой системы отношений, диалоге между представителями разных культур, было заявлено об участии в фестивалях – антропологическом и кочующем – фильмов о Севере разных времен и стран, перечислялись многочисленные организаторы и спонсоры этого грандиозного мероприятия.
Выступил заместитель губернатора округа Алексей Артеев, который передал президенту фестиваля Андрею Головнёву приветственный адрес губернатора, назвавшего фестиваль знаменательным событием в жизни России и пожелавшего его участникам плодотворной творческой работы и замечательного человеческого общения. Первый заместитель председателя Государственной Думы ЯНАО Валерий Степанченко говорил о том, что у нас на Ямале никогда не было противоречий между представителями различных культур и в этом он видит в том числе и вклад фестиваля. В приветственном адресе, который он также передал президенту фестиваля, содержались удивительно теплые и искренние слова, написанные председателем Госдумы Ямала Сергеем Харючи от имени депутатов. Участников и гостей фестиваля приветствовал в окружной столице первый заместитель мэра Салехарда Геннадий Скрипчак.
Президент фестиваля Андрей Головнёв заверил собравшихся, что предстоящий праздник кино обещает быть чем-то особенным и мы обязательно почувствуем мелодию, человеческое дыхание этих фильмов (напомним, что известный ученый и кинематографист Андрей Головнёв был конкурсантом и победителем на первых двух фестивалях).
После представления членов жюри конкурсов антропологических фильмов и телепрограмм арктических регионов (они заверили, что будут судить с огромной симпатией к тем, кто делает невероятно нужные людям фильмы и программы, и вообще им жаль, что придется судить, а не просто смотреть) открытие закончилось и начался собственно фестиваль. Он начался с показа фильма, включенного в программу Международного кочующего северного фестиваля, - «Пегий пес, бегущий краем моря», снятого известным кинорежиссером, председателем жюри конкурса антропологических фильмов Кареном Геворкяном по мотивам повести Чингиза Айтматова.
По признанию Карена Геворкяна, для него это было не кино, а часть жизни, урок, который ему, уже взрослому человеку, преподали герои фильма – нивхи, с которыми режиссер и съемочная группа прожили вместе несколько лет. Их быт, система жизни, мировоззрение определили ауру фильма и его судьбу и показали величие этого маленького народа. Не преувеличу, если скажу, что «Пегий пес, бегущий краем моря» потряс всех присутствующих и сделал очень серьезную заявку о содержании всего фестиваля.
Еще раз напомню, что в его программе конкурсы российских антропологических фильмов и телепрограмм арктических регионов, программа Международного кочующего северного фестиваля, V Международный методологический семинар-мастерская «Традиционная культура в аудиовизуальных фиксациях: от полевой записи к художественному фильму», пресс-конференции и многое другое. Победителям фестиваля будут вручены Гран-при, призы жюри конкурсов и призы зрительских симпатий.

 

 

«Красный Север» 12 сентября 2002 г. № 89-90

НАУКА + КИНО + ФЕСТИВАЛЬ

Когда я училась журналистике, профессор сказал, что это главное наше заблуждение: то, что якобы читатель, слушатель, зритель предпочитает «жареное» и «клубничку». На самом деле, судя по научным исследованиям, с наибольшим интересом воспринимается рассказ о том, как человек в своей стране переживает трудные времена. Как ему это удается. Профессор при этом невольно преподал понятие антропологии – «человековедения», свидетельства о том, каково приходится человеку в обществе. Задачи, поставленные III Российским фестивалем антропологических фильмов, были еще шире: не просто показать, как человек переживает трудные времена, а как ведет себя человек в тех условиях, когда всему его народу настолько тяжело, что он поставлен на грань исчезновения, с его единственным и неповторимым языком, религией, обычаями, мировоззрением, со смыслом его жизни. Когда тем, что осталось, занимаются уже ученые и кинематографисты с целью сохранить, запечатлеть то, что пока еще есть, хотя бы в памяти потомков. Во многих случаях это касалось коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Этот фестиваль, рожденный в нашем округе, подтверждающий, что «не газом единым жив человек», был уже третьим, имеющим свою историю, и о ней-то мы поговорили с человеком, стоящим у истоков движения, принимающим непосредственное в нем участие.

Владимир Магидов, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета, член жюри конкурса антропологических фильмов, напомнил о том, что фестиваль был задуман как визуально-антропологический, научный. И на него старались отбирать фильмы, касающиеся быта, нравов, обычаев различных народов. Разнообразие тематики было невообразимым. Но в центр внимания уже тогда встал человек, представляющий народы.

- На третьем фестивале, - обратил внимание Владимир Магидов, - появилось много фильмов о том, как складываются взаимоотношения бывших республик СССР с Россией, - то, чего не было ни на первом, ни на втором фестивалях. О том, как живут люди на той земле, которая считается их родиной, и при этом не желают разделять те трудности, которые родину постигли, а стремятся на территорию России с желанием подзаработать. Это явление настораживает.

Другая группа фильмов, которой не было места на прежних фестивалях, повествует о судьбе

старшего поколения, людях, проживших неординарную, сложную, порой мучительную жизнь. О людях, которые, оставаясь в своих исконных домах, стараются решить свои проблемы не за счет государства или родственников, а самостоятельно. Это фильмы, поражающие зрителей, и к ним члены жюри отнеслись наиболее внимательно…

А вот мнение победителя конкурса антропологических фильмов, завоевавшего Гран-при фестиваля, Анатолия Балуева, режиссера и оператора фильма «Быкобой» (Свердловская государственная телерадиокомпания).

- Тематика фестиваля касается всех. У нас при словосочетании «визуальная антропология» встает перед глазами череп неандертальца. А на самом деле это очень широкое понятие, и означает оно место человека в обществе. Очень многие документальные фильмы могут быть к ней причислены. На Западе движение визуальной антропологии ширится, множится и у «пресыщенных европейцев» вызывает огромный интерес. Почти в каждом институте там существует соответствующая кафедра, а у нас – только в Московском государственном университете. За этим процессом – будущее, без сомнения. И фестиваль, берущий истоки в Салехарде, не то чтобы имеет право на существование, а просто обязан жить дальше. Делается нужное, необходимое общее дело.

Главное противоречие фестиваля обозначил председатель жюри конкурса антропологических

фильмов, известный режиссер Карен Геворкян. Кстати, его фильм, показанный на открытии фестиваля в рамках международного кочующего северного кинофестиваля, - «Пегий пес, бегущий краем моря» - потряс зрителей и очень высоко поднял планку этого мероприятия.

- Я очень высокого мнения о фестивале, - сказал он, и даже не ожидал такого качества и такой плотности программы. Боялся, что это будет наукообразно и скучно. И вдруг ото дня ко дню всё столь интенсивно, интересно и серьезно. Это сделало бы честь любому западному событию такого рода. Даже горжусь, что стал председателем жюри этого фестиваля. Но трагедия в том, что его никто не посмотрел, он прошел мимо зрителя. Не сложились отношения между фестивалем и городом, был почти пустой зал. Почему? Объяснение есть: на мой взгляд, предыдущие фестивали были настолько наукообразные, что вызвали отторжение. На этот раз произошло нечто другое, но зритель не был к этому готов. Фильмы были просто о человеке и о стране, о самом главном, но аудитория оказалась неподготовленной. Салехард – маленький город, допустим, богатый. Да, человек местами хорошо кушает, но ведь этого недостаточно…

Нужно всё-таки наладить контакт, и тогда фестиваль будет главным событием и для Салехарда, и для России.

О мнимом противоречии науки и кино высказался и президент

третьего фестиваля, конкурсант и победитель первых двух,

ученый и кинематографист, названный на одной из пресс-конференций «великим учителем ненецкого народа», Андрей Головнёв:

- Это фестиваль действительно стал особенным. На нем появилось то, что можно назвать новым языком, оттенившим науку. Произошло озарение. Мы сейчас говорим о разнице явлений «наука» и «кино». Но это нужно обсуждать не по различиям. Наука сама себя сторожит и пугает,  а к кино мы последнее время относимся так, как будто это нечто распущенное… Нет, настоящее кино очень строго,  и распущенное кино – это всё равно что нечеловеческий язык науки. Наука и кино – это общее поле, и, надеюсь, третий фестиваль сумел это доказать".

 

Записала Ольга ЕФРЕМОВА

Фото Валентина ЛОСЕВА

 

 

ФЕСТИВАЛЬ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЬ

«Красный Север» 12 сентября 2002 г. № 91-92

Четвертого сентября в Салехарде после пяти дней плодотворной работы завершились Третий российский фестиваль антропологических фильмов и Международный кочующий северный фестиваль. Как сказал на его закрытии заместитель губернатора округа Алексей Артеев, участники фестиваля отдали часть своей души Ямалу. «Эти кинофильмы и телепрограммы были обречены на успех, - заверил он, - а мы только постарались создать для этого условия. Всё показанное салехардцам достойно того, чтобы это увидели все жители округа. Все творческие удачи увидят на телеэкранах еще полмиллиона ямальцев. Спасибо участникам фестиваля за то, что нашли время и силы приехать сюда!»

В конкурсе антропологических фильмов Гран-при получил режиссер Свердловской государственной телерадиокомпании Анатолий Балуев, автор кинофильма «Быкобой», повествующего о жителях коми-пермяцкого села Большая Коча и проводимом там обряде, который сочетает языческие верования и христианскую религию.

А в конкурсе телепрограмм Арктического региона победителем стал наш ямальский автор Виктор Приходько, режиссер и оператор тазовской студии «Факт». Его фильм «Вечный круг жизни» - это попытка максимально реалистично показать уклад жизни ненцев, отразить жизненную философию северных кочевников в картинах обыденной жизни. Как рассказал председатель жюри этого конкурса Сергей Торчинский, победа была бесспорной, члены жюри единодушно присудили Гран-при тазовчанину, отметив, что его фильм «сделан сердцем».

В этом конкурсе было представлено шестнадцать работ, и девять из них – ямальские, прошедшие самый строгий отбор. Его лауреатом стали также В.Сэрпива из поселка Яр-Сале с фильмом «Путь», получивший приз в номинации «За верность национальной культуре», и салехардец В.Жуков, снявший фильм «Звезда» и награжденный за творческий поиск.

Завершившись, Третий российский фестиваль антропологических фильмов дал старт выросшему на его основе Международному кочующему северному фестивалю, который представляет программу фильмов о Севере авторов разных стран и различных жанров, от игровых до анимационных. Через два года кочевой кинокараван вернется в Салехард и на очередном антропологическом фестивале представит собранную им коллекцию фильмов.

 

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/