На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

I Информационное письмо Регламент Регистрационная форма Каталог VIII РФАФ Программа фестиваля Жюри Конкурсная программа VIII РФАФ Конкурсная программа КиноАнтроп Публичная лекция Валерия Тишкова и Круглый стол Публичные лекции и Мастер-классы

ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ И МАСТЕР-КЛАССЫ В РАМКАХ VIII РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ И ШКОЛЫ "ЭТНОКИНО"

Цикл лекций профессора Флорентийского университета Паоло Кьоцци

 

15.04.2013
Исторический факультет УрФУ (Тургенева, 4) 
10.40 - 13.50

 

1.Поиск метода: Флорентийская школа
2.По ту сторону этнографического фильма
 

20.04.2013
Исторический факультет УрФУ (Тургенева, 4)
12.20 - 16.00


3.Обновление визуальной антропологии:
метод сотрудничества
4.Обновление визуальной антропологии:
новые подходы

Целью лекций является знакомство с историей визуальной антропологии в Италии, с довольно узких позиций: ее истоки – три последних десятилетия XIX века – и современные тенденции ее развития на примере так называемой “Флорентийской школы”. Причина моего выбора состоит в том, что центром притяжения для визуальной антропологии в Италии всегда была Флоренция: первая кафедра антропологии и этнологии в Итальянских университетах была создана во Флоренции в 1869 г., когда Паоло Мантегацца был назначен профессором по этим дисциплинам. Он понимал значение фотографии для научных исследований и часто обращался за помощью к ведущим флорентийским фотографическим студиям, а иногда и сам брал в руки фотоаппарат во время своих экспедиций. Таким образом, он создал “школу” антропологии и этнологии, одним из методологических принципов которой было использование визуального документирования. И, конечно же, одним из наиболее известных ученых в его окружении был Стефан Соммье.
Девяносто лет спустя, в 1959 г., во Флоренции был учрежден первый европейский фестиваль социологических и этнологических фильмов - Festival dei Popoli.
А не так давно, с большим и необъяснимым запозданием первая в Италии кафедра визуальной антропологии была учреждена на факультете политологии Флорентийского университета (2001).

Паоло Кьоцци
Профессор Флорентийского университета. Окончил университет в Павии, в 1968 году. Преподавал культурную антропологию, визуальную антропологию, современную антропологию в различных вузах Италии, читал лекции и проводил семинары во многих странах Европы. Член научного комитета Фотографического Архива Тосканы. Курирует программы по этно-антропологии на Festival di Popoli (Флоренция). Автор книг «Визуальная антропология», «Этничность и власть», «Евреи и антропология», «Антропология свободы», «Дидактика визуальности», «Этика и метод. Размышления по визуальной антропологии» и более 120 научных статей в итальянских и иностранных журналах.
 

 

Мастер-класс Ильи Утехина "Что такое визуальная антропология?"


16.04.2013
Конференц-зал УрФУ (Ленина, 51)
16.30 - 18.00

Антрополог, социолог или фольклорист в наши дни оказывается в поле не с блокнотом и карандашом, а с фотоаппаратом, диктофоном и видеокамерой. Новые технологии фиксации данных открывают
для исследователя области социальной реальности, которые раньше были недоступны, и требуют новых подходов, которые позволили бы осознанно использовать камеру как исследовательский инструмент. На выходе исследования оказывается не только текст, где данные содержатся в уже интерпретированном виде, но и документ, в той или иной степени дающий читателю/зрителю доступ к исходным материалам исследования. Эти подходы нередко в совокупности называют «визуальной» (или «аудиовизуальной») антропологией. О том, что такое визуальная антропология и что может обозначаться этим словосочетанием, и будет рассказано в лекции.

Илья Утехин
Родился в 1968 в Ленинграде. Антрополог, кандидат исторических наук, автор монографического исследования коммунального быта в СССР и пост-советской России («Очерки коммунального быта». М.:ОГИ, 2001, 2004). Этот исследовательский проект стал основой для виртуального мультимедийного музея советского быта, созданного в соавторстве со Славой Паперно, Нэнси Риз и Алисой Нахимовской. Преподает в Европейском университете в Санкт-Петербурге, работает в области визуальной антропологии. Научные интересы включают также антропологию техники, взаимодействие человека и компьютера, антропологическое исследование инвалидности, этнометодологию и
анализ коммуникативного взаимодействия.

Мастер-класс Гаэль Лаказь "Антрополог с камерой: опыт француженки среди восточных кочевников"


18.04.2013
Конференц-зал УрФУ (Ленина, 51)
15.00 - 16.20

В ходе этнографического исследования камера становится самостоятельным «действующим лицом», что позволяет этнологу создать метаситуацию – внутри съемочного процесса. Оказавшись в заданной ситуации, люди играют определенные роли, даже если ведут себя естественно. Так ли это? Они играют самих себя, пытаясь предстать в наиболее выгодном свете. Этнолог находится по ту сторону камеры и способен выстроить мета-проекцию ситуации. Многократный просмотр отснятого материала дает возможность внимательней изучить запечатленные образы, вспомнить то, что происходило во время экспедиции, увидеть события в другой перспективе. Камера – это действительно незаменимый инструмент для сбора этнографической информации. Лектор анализирует понятие «техник тела» и использует его для выявления поведенческих кодов и их связи с концепцией личности у монгольских народов, традиционно ведущих кочевой образ жизни. Наглядным материалом служат визуальные базы данных по «техникам тела».

Гаэль Лаказь
Доцент кафедры этнологии Страсбургского университета (Франция). Сфера интересов - монгольская цивилизация, образ жизни кочевников Монголии и Сибири, визуальная антропология. Автор книг
«Монголия: свет и тени» (2009), «Язык и техники тела» (2012). Сняла фильмы «Я алкоголик» (2002), «Баллада о торговце» (2005), «Ниндзя» (2007), «За временем вслед» (2011).

Мастер-класс Драганы Радойичич "Этнологическое кино в Сербии сегодня"


18.04.2013
Конференц-зал УрФУ (Ленина, 51)
16.40 - 18.00

Кино, как масс-медиа обладает особым значением для этнологии и антропологии. Хотя область антропологических исследований гораздо шире круга тем этнологических фильмов, все фильмы, включая и художественные, могут послужить исследованию отдельных сегментов культуры.
Зачинателем «визаульного дела» в Сербии был Петар Ж. Петрович, куратор Этнографического музея в Белграде, который уже в 1930-е осознал значение визуального материала в развитии этнологической науки. Он осуществлял съемки для нужд своего музея. До наших дней сохранились фильмы «Свадьба в Тополе», «Свадьба в Галичнике» (1934).

Драгана Радойичич
Профессор, директор Этнографического института Сербской академии наук и искусств. Родилась в г. Херцег Нови. В 1984 окончила Белградский университет (кафедра этнологии философского
факультета). Член Комитета этнологии Академии наук и искусств Сербии, Антропологического общества Сербии и международной антропологической ассоциации юго-восточной Европы (ASEA). В
сфере научных интересов – изучение этнических процессов, культурных и коммуникационных тенденций в современных обществах, а также миграционных процессов прошлого. В своей работе нередко использует визуальные методы. Автор нескольких монографий и четырех этнологических фильмов.

Мастер-класс Аркадия Морозова "Неигровой фильм в системе образования"


19.04.2013
Исторический факультет УрФУ (Тургенева, 4)
15.00 - 17.40

У АристотеляАристотеля есть выражение, что наука – это способность удивляться. А в контексте обучения нужно не только удивляться, но и удивлять. Сейчас во всемирной паутине можно найти все, что позволяет составить представление об этнических культурах, но знание это может рассыпаться при живом общении во время экспедиций. Стремление объективно представить жизнь этноса в развитии требует наработанной методики именно в области визуальной антропологии, а также понимания, где заканчивается научная работа и начинаются медийные забавы. Медийное сознание предполагает включение личности ученого, его точку зрения на современное состояние общества в отношении этнических сообществ. Собранный научный материал может быть выстроен как документальный фильм, и в нем уже начинают действовать иные законы кинодраматургии, ибо не все, что собрано в ленту, можно назвать фильмом.
Язык документального фильма включает образное мышление и включает такие понятия как проблема, тема, сюжет, фабула, атмосфера, интонация и, самое главное, массового зрителя, совсем не этнографа, но и этнографа непременно.

Аркадий Морозов
Режиссер документального и научно-популярного кино. Окончил Свердловский горный институт (1964), в 1972 – Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Снял более шестидесяти неигровых фильмов. Призер множества фестивалей, в их числе РФАФ. Избранная фильмография: «Природы первое дыхание» (1969), «Башкирский мотив» (1975), «Ямальские параллели» (1980), «Мы – племя пойтыло» (1988), «Одноногий карлик» (1990), «Рождество в Париже» (1996), «В зоне любви» (2002), «Про людей и про собак» (2006), «Лес всегда прав» (2012).

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/