На главную Поиск Написать письмо
Российский фестиваль антропологических фильмов
Новости
6 июля 2015
Результаты РФАФ 2015
Подведены итоги IX Российского Фестиваля Антропологических Фильмов
3 июля 2015
ДНЕВНИКИ РФАФ
Фотоотчет о дне открытия Конгресса и Фестиваля уже на сайте!
2 июля 2015
Начало положено. Зал полон!
Состоялось открытие XI КАЭР и IX РФАФ.

Информационное положение Регламент Регистрационная форма Жюри Оргкомитет и дирекция Орггруппа Финансовая поддержка Информационная поддержка Программа ФИЛЬМЫ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА Дневники VI РФАФ ЛАУРЕАТЫ

26 сентября 2008

 

Дневники VI РФАФ. День шестой. Закрытие. Пятница, 26 сентября

Один из идеологов американского независимого кинематографа Д. Джеймс говорил, что кино — не просто предлог для появления объекта, текста или пространство для размещения так называемого мессиджа, а кино — это место и время для проявления взаимоотношений между различными людьми. Все работы VI РФАФ — авторские, документальные — именно такие. Во время съемок и на протяжении самого фильма здесь развиваются судьбы  не только людей, но и целых народов.

Фильм конкурсной программы Сергея Карандашова и Александра Куприна «НебоЗемля» (Россия, 2008, 52 мин.), признанный лучшей неигровой работой на выборгском фестивале «Окно в Европу», это искусная фантасмагория событий и лиц, вопросов и решений.

Авторы фильма — известные документалисты. Кинорежиссер документального и игрового кино, Сергей Карандашов родился в 1964 г. в Челябинске, учился на искусствоведческом факультете Российского христианского гуманитарного института (г. Санкт-Петербург), в 1997 г. закончил режиссерскую мастерскую А. Германа (Киностудия первого и экспериментального фильма, «Ленфильм»). Сейчас он член Союза кинематографистов, член гильдии кинорежиссеров РФ. Кинорежиссер и тележурналист Александр Куприн в 1985 г. закончил Московский Государственный Университет, затем Высшие режиссерские курсы при Государственном Комитете по телевидению СССР. Работал в телекомпании «ВИД», сотрудничал с кинокомпанией «Отчий дом». С 2007 г. — режиссер документального цикла «Лихие 90-е» телекомпании НТВ.

Главные герои представленного ими фильма — участники Великорецкого крестного хода. Проблемы, вопросы, противоречия, которые живут в человеке, во время крестного хода только еще сильнее проявляются и обостряются. Преодолеваются немалые физические трудности, при этом каждый человек совершает еще и важную духовную работу над собой. Он, как в прицеле, находится между духовным и житейским, небесным и земным, между бытом и «бытием» в самом себе. Как говорят авторы, «если вы хоть раз задумывались: «А зачем я, собственно, живу?» — замысел нашего фильма вам будет понятен». Здесь между мужчиной и двумя женщинами развиваются непростые отношения, они стоят перед необходимостью выбора. Эти ощущения, как и взаимные чувства, двигаются и разрастаются, так же, как разрастается людьми по мере движения сам Крестный ход. Другие участники хода — священник, бывшая учительница, рабочий завода — рассказывают в фильме о себе, легкая и быстрая камера следит за их жизнью, идет вместе с ними по селам и городам, создавая полифоничное полотно окружающего мира. У зрителя возникает ощущение, что главные герои случайно оказываются здесь, так же случайно и хаотично идут вместе с ходом, но на развилке просто, как автобус в фильме, уходят в другую сторону. Идущие к небу, но живущие на земле, они так и остались жить в своем подвешенном состоянии, не вписавшись в конструкции этой жизни.

Конкурсный показ последнего дня кинофестиваля был представлен также картиной «Swing» (Россия, 2006, 49 мин.) Анатолия Балуева, режиссера-лауреата множества российских кинофестивалей. Киноделы с уважением называют режиссера метром документального кино. В 2002 г. на III РФАФ его фильм «Быкобой» получил Гран-При. В его фильме-монологе «Swing» показана история жизни нижнетагильского музыканта Владимира Суслова, рассказанная им самим. Во время пресс-конференции фильм и методы режиссера активно обсуждались. Анатолий Балуев рассказал об истории создания фильма и своих замыслах.

Киевский кинорежиссер Cвятослав Феофилактов представил фильм «Мольфар Нечай» (Украина, 2008, 34 мин.) В 1998 г. он закончил кинофакультет Киевского Театрального института по специальности режиссёр. С 1997 г. работает режиссёром на телевидении, снимает музыкальные клипы, документальные фильмы. Фильм «Мольфар Нечай» рассказывает о том, как последний Карпатский мольфар (знахарь, белый маг) Михаил Нечай проводит свои дни, беседуя с приходящими к нему за советом. Мольфар делится мудростью, рассказывает о своей жизни, о тайнах мироздания. Эти разговоры и составляют сущность его духовной практики.

В рамках конкурсного показа состоялась также демонстрация фильма Марии Козловой «Урсдон: территория одиночества» (Россия, 2007). Родилась Мария в Москве, работала в СМИ — в нескольких газетах и на российском телевидении. В 2004 г. окончила факультет сценаристов (мастерская В. Ежова), потом режиссерский факультет (мастерская И. Гелейна) ВГИКа. В настоящее время работает режиссером на киностудии «Гамаюн». Ее красивый и глубокий фильм рассказывает о необыкновенно самобытном и сильном человеке – старике Викторе. Виктор живет почти одни в горах Осетии, пасет коз и овец, стрижет их шерсть, спит с ними и не дает их в обиду. Люди не понимают его, называют чудаком, а он помнит еще, как сорок лет назад в Кавказской деревне Урсдон было более пятисот домов…. Сейчас осталось всего три. Автор фильма на пресс-конференции рассказала, что название, с которым фильм существует сейчас, довольно случайное, и на самом деле она хотела назвать его «Белые воды» («урс» означает белый, «дон» — воды). Фильм производит яркое впечатление еще и благодаря хорошей операторской работе.

Не менее яркая работа — фильм Эллы Короленко «Аргентинское танго» (Россия, 2007, 38 мин.). Элла Короленко, заслуженный кинорежиссер, лауреат множества российских и международных кинофестивалей, окончила ВГИК в 1970 г., работала на “Леннаучфильм” и киностудии “Этнос” и сняла более 80 фильмов. Фильм ее о танго, его истории. Аргентинцы провозгласили танго своим национальным достоянием. «Танго — это поиск человеком свободы», — считают молодые санкт-петербургские “тангерос”.

Во второй половине дня состоялось финальное совещание жюри.

В это время в Концертном зале ОЦНК проходил внеконкурсный показ ямальского кино.

Зрители смогли увидеть фильм Виктора Жукова «Следы» (Россия, 2007, 52 мин.). Автор работы в 1986 г. закончил Тюменское областное культурно-профессиональное училище, работал методистом, заведующим, режиссером, редактором. Затем увлекся теледокументалистикой, сотрудничал с Ноябрьским телевизионным информационным агентством «Миг». Работал на ОГТРК «Ямал». Фильм рассказывает о судьбе археологического памятника Усть-Полуй (г. Салехард). Автор обращает внимание на хрупкость и непрочность этих культурных объектов, что оказываются под натиском современного хозяйственного освоения полуострова Ямал.

Зинаида Лонгортова представила свою картину «Северные мистерии» (Россия, 2008, 32 мин.). Автор фильма о верованиях и обычаях хантов сама является хантыйкой по происхождению. Родилась она в посёлке Кушеват, Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого автономного округа. В 1983 г. окончила Салехардское педагогическое училище, потом Санкт-Петербургский университет им. А. Герцена по специальности культуролог, преподаватель истории. В 1988 г. начала работать переводчиком хантыйского языка в ГТРК «Ямал». В настоящее время работает на ОГТРК «Ямал – Регион» в Дирекции публицистических программ документального телефильма «Арктика». Фильм ее повествует о дошедшем до наших времён обычае «священного поклонения» хантыйским богам, в данном случае младшему сыну Великого Торума, предстающему в образе медведя.

Михаил Коробов, директор и продюсер Студии «Мынику», рассказал гостям и зрителям фестиваля о проекте Обдорской киноярмарки, работающей в рамках фестиваля под девизом «На крыльях северного кино!».

 

На церемонии закрытия Фестиваля жюри озвучило лауреатов РФАФ.

Итак, основные призы фестиваля:

  • Гран-при: «Пленники белого бога» / «Prisoners of White God» (реж. Стив Личтаг, 52 мин., Чехия) 
  • Лучшая работа режиссера: «Добро пожаловать в Энурмино!» (реж. Алексей Вахрушев, 60 мин., Россия)
  • Лучшая работа антрополога: «Недарма» (реж. Анастасия Лапсуй, Маркку Лехмускаллио, 78 мин., Финляндия)
  • Приз зрительских симпатий и специальный приз «За необычный взгляд на российскую глубинку»:  «Призрак Европы» (реж. Игорь Морозов, 27 мин., Россия)   
  • Специальный приз «За самый человечный фильм»: «Урсдон: территория одиночества» (реж. Мария Козлова, 21 мин., Россия)
  • Приз Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Коми, поездка по Арктике» / «Komi – a Journey across the Arctic» (реж. Андреас Войгт, 52 мин., Германия-Франция)

Дипломы фестиваля получили следующие картины:

  • «За показ примера доброжелательного взаимодействия простых людей»: «Шахтарнбердыр» (реж. Олег Визжачий, 27 мин., Россия)
  • «За тревогу о будущем России»: «Без границ» (реж. Настя Тарасова, 30 мин., Россия)   
  • «За показ поиска пути в будущее»: «Бегство из города» (реж. Анна Шульга, 26 мин., Россия)
  • «За феномен культуры, преодолевший национальные границы»:
  • «Аргентинское танго» (реж. Элла Короленко, 39 мин., Россия)

 

На состоявшейся после церемонии закрытия пресс-конференции Марина Дохматская, кинорежиссер и член жюри, отметила, что 9 наград — солидное число для 23 картин конкурсной программы. Однако организаторы с уверенностью могут заявить, что все эти фильмы прошли очень напряженный конкурс и жесткий отбор: на фестиваль было прислано более 300 работ из России, стран Европы, Азии и Америки. Все они уже победители — по факту участия в фестивале.

Распределение наград вызвало множество споров и разногласий, но, как гласит кодекс фестиваля, мнение жюри — закон.

VI РФАФ завершен, однако, как не раз звучало на фестивале, у антропологического кино "все самое интересное — впе-ре-ди!".

Катит по полю медведь колесо...

Ждем Вас в 2010 г.  на VII РФАФ.

Удачи Вам и хорошего настроения!

Разработка сайта —
«СофтМажор»
Copyright © 2007 Этнографическое Бюро
Add me to Skype vk.com/ix_rfaf, facebook.com/groups/8rfaf/